При оценке недвижимости в том или ином регионе, зачастую, большую роль играет и сопутствующая инфраструктура, объекты социального назначения. Школы – как раз и входят в число таких объектов. Чем ближе и лучше школа у дома – тем и выше цена жилья по соседству. Именно поэтому так важна правильная и объективная оценка развития черниговских школ. Особенно сейчас – в активную пору образовательной реформы. Но важны не только школы в областном центре, многие горожане предпочитают отдавать детей и пригородные учебные заведения, а иногда и сельськие. Потому и появилась идея написать этот материал – своего рода аналитика уровня развития школ, обеспеченности их финансированием, техникой и т. д. Ведь это непосредственно влияет на нашу с вами жизнь, на ее качество.

В Украине и в нашей области в частности много говорят по образовательную реформу. Тем более, что с этого учебного года по системе Новой украинской школы учатся все первоклассники Украины, а некоторые ученики на Черниговщине даже второй год подряд (в прошлом году были выбраны 4 пилотные школы). И образовательная реформа – это не только закупленные мебель или компьютеры. Это еще и теплые школы, учебники, система «Школьный автобус», и, наконец, оптимизация самих учебных заведений. Так в каком сейчас состоянии образовательная система Черниговщины?

На сайте Черниговской облгосадминистрации появился уникальный проект -интерактивная образовательная карта региона. Этот продукт содержит данные обо всех заведениях (детсады, школы, интернаты, вузы), их статусы, схемы подвоза учеников, локации и тому подобное…

 

Сколько школ нынче?

В информации к этой карте отмечается, что начиная с 2005 года по состоянию на 1 сентября 2018 уже закрыто 228 школ (29,5%), ученический контингент области сократился на 43 тыс человек (32%). Только за последние два года закрыто 62 учреждения образования, количество малокомплектных школ в области уменьшилась на 3,3% и составляет 263 (50,6%). В начале этого года количество школ составляла в пределах 520-ти и в управлении образования и науки ОГА отмечали: реорганизовали 20 школ, в том числе 12 работавших в качестве филиалов, без юридических адресов. Эти учреждения – опять же из числа сельских. Всего сеть учреждений общего среднего образования уменьшилось на 24 единицы и составляет 496. В школах получают образование 94,1 тыс учащихся, из них в сельской местности – 24,9 тыс учеников или 26,5%.

Сейчас октябрь, поэтому уже спокойно можно подводить итоги массового старта реформы – успешного или наоборот. Об этом мы говорили с начальником управления Николаем Конопацким у него в кабинете.

 

От автобусов до книг

Первое, чем встретил – пачкой бумаги с дополнительным материалом. Цифры, названия, расчеты, образовательная субвенция и процент ее использования – данных таки немало. Николай Анатольевич охотно согласился прокомментировать материал.

Для нашей области именно на старт реформы нам выделено около 40 млн грн. Почему я говорю около сорока? Ведь именно на начальную школу на Новую украинскую школу выделяются субвенционных средства, в прошлом году была нераспределенная субвенция Луганской и Донецкой областей – 20 млн – для нашего региона на приобретение автобусов, на оборудование кабинетов естественного и математического профиля…

Точную сумму финансирования посчитать непросто, поскольку она суммируется с прошлогодним. С прошлого года дополнительно остались еще 4 млн грн субвенции – их потратили на закупку так называемых фабрик печати (цветные принтеры, ламинаторы, многофункциональные устройства). Во всех школах они уже есть. Впоследствии, такая предусмотрительность пригодилась, когда Министерство образования замедлило с полноценным обеспечением школьников учебниками.

Нынешние средства на старт НУШ – более 26 млн грн. Использовать нужно было по прописанному алгоритму – 40% на мебель, 40% – на дидактическое принадлежности, 20% – на технику. Кроме этого, 9 млн грн – на подготовку педагогических кадров на работу по новым стандартам.

Финансирование на места поступило в мае. В конце весны средства распределили по всем регионам.

И дальше – это было дело распорядителей средств, которые должны их использовать. Мы их стимулировали, простите, тыча в одно место. Я объехал сам в летний период более 200 заведений, – комментирует Николай Конопацкий.

К сожалению, до сих пор далеко не все учреждения закупили необходимое оборудование. И проблема заключалась также в местной власти – потому что деньги на НУШ выделялись исключительно на условиях софинансирования. То есть, местные советы также должны были выделить средства из местных бюджетов. Для городов областного значения + 30% к объему выделенного финансирования, а другим населенным пунктамы + 10%. Поэтому, резюмируют в управлении образования – реформа начального звена стала своеобразным тестом на скорость и хозяйственность.

мультимедийный проектор в одной из сельських школ Черниговской области

Я, например, был в Прилуках и тоже ругался на конференции … они только через месяц собрали сессию. Вот 24-го они получили средства, а через месяц собрали сессию. Пока сессия приняла решение, пока изменения в смету пришли, пока объявили торги, а надо понимать, что это полтора месяца, сорвались торги – потому что не появились исполнители … и рынок взорвался, потому что не был готов изготовить и поставить такое количество мебели. Кто успел первый, кто провел сессию … тот поставил, – эмоционально расписывает ситуацию Конопацкий.

Хуже всего было областному центру – здесь и самая большая сумма и больше нюансов.
Когда министр образования Гриневич ругала местное самоуправление по освоенным на 44% средства субвенции, то в Черниговской было 68%, а в конце сентября – уже 85%. Почему 85, а не сто? Потому что не все средства сразу поступали, некоторые назначения были помесячные, то есть на счета громад финансирование поступало частями раз в месяц.

Говорят – дали 26 млн. Но сначала дали 12 млн, и по состоянию к середине сентября мы получили только 22 млн.

Больше всего затянулся процесс с освоением образовательных средств в Бобровицкой и Городнянской ОТГ, такие же проблемы и в Любече.

Потому что у них продолжался процесс передачи собственности из района в громаду и они не могли ни бюджет провести, ни тендеры объявить … Если бы процесс передачи школ на баланс ОТГ начался в мае, то тогда бы дети не смогли бы получить документ, потому что они бы не успели заказать документы об образовании. Даже название школы бы изменилось. Поэтому приняли решение – передали все эти заведения и начали (подготовку к учебному году авт.). Это было и по Борзне, по Ичне… В Мене из-за сорванных торгов пришлось закупать дидактические материалы по переговорной процедуре, поставка состоялась в конце сентября, также и в Добрянке.

 

Демография и дороги

Сейчас на Черниговщине создано 35 опорных школ с 18 филиалами. В позапрошлом году Кабмин жестко ограничивал эти заведения – быть опорной могла только школа, где учились не менее 400 детей и был хотя бы один филиал. Для сельских учреждений – такое требование фактически резало по живому, ибо ни в одном регионе, кроме городов областного значения, не набиралось такое количество учеников. Благодаря активной позиции черниговских педагогов в прошлом году эти требования смягчили, уменьшив порог «опорности» до 200 детей.

У нас нет сейчас таких школ и что же нам делать дальше? Демография у нас такая. И мы прописали в формуле положения (школ – авт.), которые приравниваются к филиалам и подвоз детей не менее, чем из 3 населенных пунктов. У нас сегодня подвозят детей в более 1000 населенных пунктах. А в отдельных школах – есть Репкинская вторая школа –  из 16 населенных пунктов. Ежедневно наши школьные автобусы преодолевают более 21 000 километров.

Другая проблема для черниговских школ – плохие черниговские дороги. Они есть везде. Николай Конопацкий признается – приходится составлять маршруты школьных автобусов с учетом состояния дорог.

Мы первыми по Украине работали по образовательным округам, потому что у нас самая большая по территории область после Одесской. Мы начинали еще 12 лет назад, у нас самая первая в Репках была опорная школа. Не было тогда образовательных округов, не было законодательства, мы сами то все в области принимали.

Такая практика вылилась в создание первой в Украине виртуальной карты образовательного пространства, куда нанесены все школы Черниговщины со своими территориальными характеристиками. Отдельно обозначены опорные школы, их филиалы, сети техникумов, ПТУ, интернатов, вузов. Кроме этого, карта учитывает 8 факторов образовательных объектов – границы территориальных громад, дороги, градацию по типам, маршруты школьных автобусов (в том числе и с аварийными участками) и др. Карта обновляется постоянно. Для чего это все?

Включая или выключая каждый фактор – мы можем увидеть, что же нам надо делать. Вот у нас здесь опорные школы и мы будем добиваться через МОН, Кабмин средств, например, на капремонты. Далее. У нас стартовала реформа первых классов, но мы должны видеть через 9 лет перспективу выпуска в базовую, а затем и в старшую профильную школу. Что мы будем иметь на карте той? Поэтому мы поставили себе задачу до конца года создать перспективную модель образовательного пространства Черниговщины.

Эта карта – исключительно инициатива местных чиновников. Ежегодно ее будут дорабатывать в соответствии с текущим состоянием отрасли. Благодаря этому можно будет оценивать состояние образования в Черниговской области в долгосрочной и краткосрочной перспективе и в динамике.

Фото – сайт Черниговской ОГА

Что интересно программу «Школьный автобус» тоже начали впервые на Черниговщине – еще в 2001-м, и 4 года регион покупал за свой счет транспорт. Сейчас школьный автопарк области насчитывает 273 единицы, в расчете на общее количество детей – это самый большой показатель по Украине.

Учебники

Так, в управлении признают – ситуация с обеспечением учебников к началу учебного года была сложная, но не критическая. В этом году заново печатаются три линейки учебников – 1, 5-й и 10-й классы. Для первоклассников потребность в книгах не так уж велика, к тому же, в первые месяцы учебы они им особо и не понадобятся.

У нас 10 181 ребенок (первоклассников). То надо только одних буквариков такое же количество. А еще и на учителей, на библиотеки … И это мы только первую часть получим. Кстати, все учебники для первых классов делятся на две части, и первую в первом полугодии, вторую – уже после нового года (получим – авт.). Но я думаю, что в октябре мы все получим.

Сейчас эта задача оказалась тяжеловатой для издательств, потому что еще никогда одновременно не публиковались три линейки учебников. Поэтому вопрос «зависания» учебников – все же и на совести издателей, отмечают в управлении образования. А МОН обещает даже сделать выводы – и в следующем году внести таких недобросовестных издателей в черный список.

 

Молодые кадры

Проблема некомплекта кадров в образовании есть, но не такая уж и ужасная, как ее рисуют в СМИ. По информации Николая Конопацкого процент некомплекта по свободным вакансиям на полную ставку – менее 10.

Если бы было 30% – это для нас была бы кадровая катастрофа, – эмоционален Конопацкий.

Пока обещанное повышение зарплат еще в планах, некоторые шаги по реальному решению кадровой проблемы уже осуществлены. Так, например, есть постановление Кабмина о том, что громады могут заключать контракты или договоры с вузами на подготовку для своей местности педагогических работников.

– Это как госзаказ, только местного значения. Громада, условно говоря, знает, что ей через 5 лет потребуется учитель математики. Они создают социальный пакет, и если нужный специалист, которого они направили, не поступил на госзаказ, тогда они проплачивают за обучение. Или в долевых условиях или еще как-то – еще это должны прописать. Также и то количество лет,которое надо проработать в громаде. Думаю, что оно унормируется до старта вступительной кампании.

Также министр образования Гриневич анонсировала: со следующего года для полноценного обеспечения сельской местности учителями будет возобновлен целевой государственный заказ (это уже будет заказывать себе каждый директор школы как работодатель и специалисты для сельской школы будут идти вне конкурса).

Другой проект МОН – перевод учителей-пенсионеров на контракт с различными сроками работы, в зависимости от качества работы педагога, его физического состояния. В целом же, считают чиновники, Черниговщина справилась со стартом реформы. Да, не все прошло идеально. Не везде местные руководители успели освоить средства до старта учебного года, однако подавляющее большинство – таки смогли это осуществить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here