Под конец 2016-го года Министерство юстиции преподнесло украинцам весьма интересный подарок под елку – возможность оформить наследство воспользовавшись помощью одних только органов местного самоуправления. Речь идет об уполномоченных представителях местных муниципалитетов. Соответствующий приказ министра Павла Петренко от 7 декабря 2016 “Про затвердження Порядку видачі свідоцтва про право на вчинення нотаріальних дій щодо оформлення спадкових прав”, регулирующий эту норму, опубликован на сайте Верховной Рады Украины.

В чем же новация? Теперь в органах местного самоуправления смогут выдавать свидетельство о праве на собственность и свидетельство о праве на собственность на долю в общем имуществе в случае смерти одного из супругов.

5_01_17_notary

Нотариусы отмечают, что это нововведение будет удобно прежде всего для жителей небольших населенных пунктов, где нет нотариусов, и для того, чтобы оформить все документы приходится ехать в город. К слову, приказ министра Петренко напрямую и касается жителей сел, ведь в документе прямо говорится о том, что “совершать нотариальные действия ч. 1 пунктов 6 и 7 статьи 37 Закона Украины “Про нотаріат“. А там прямо в первом абзаце четко указана сфера действия –

У  сільських  населених  пунктах  уповноважені на це посадові
особи  органу  місцевого  самоврядування

Однако на практике же такое нововведение будет весьма непросто осуществить. Почему? Потому что для осуществления нотариальных действий чиновник должен получить свидетельство, дающее ему такое право.

А для этого необходимо иметь высшее юридическое образование, опыт работы в области права не менее 3 лет, а также за плечами годичную стажировку в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, и обучение по работе с единственными и государственными реестрами, функционирующими в системе Министерства юстиции Украины. Плюс – сдать экзамен по наследственному праву. Но и это еще не все.

По окончанию обучения, Минюст на основании решения комиссии по вопросам сдачи экзамена должностными лицами местного самоуправления, которые уполномочены на совершение нотариальных действий, выдает чиновнику-претенденту соответствующее свидетельство. Документ хранится в архиве департамента частного права.

Для получения свидетельства, претенденту необходимо подать заявление на имя руководителя органа местного самоуправления о внесении в Министерство юстиции представления о выдаче свидетельства. Ведомство принимает решение о выдаче разрешения после получения представления с требуемыми документами.

Стоит ли говорить, что в сельской местности найдется не так уж и много опытных юристов, да еще и пожелавших потратить целый год на подготовку для получения свидетельства?

Потому, считают опытные нотариусы, эта норма в наших реалиях полноценно заработает не раньше, чем в следующем году. Стоит ли бояться районным нотариусам такой конкуренции? Маститые специалисты считают, что в ближайшей перспективе – нет.

Ведь речь идет, по сути, о новичках нотариальной деятельности, а в вопросах оформления такого важного дела как регистрация прав собственности украинцы привыкли несколько раз перестраховываться, предпочитая доверять это проверенным нотариусам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here